ГОРЬКИЙ МАКСИМ
(28.3.1868 — 18.6.19
— русский советский писатель и общественный деятель, основоположник литературы социалистического реализма, родоначальник советской литературы.
Родился в г. Нижний Новгород. Настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков. Окончил 2 класса уездного училища. С 1879 начал тяжёлую жизнь «в людях»: работал грузчиком, пекарем, дворником, занимался самообразованием. В 1884—1888 жил в Казани, участвовал в нелегальных народнических кружках. За революционную деятельность в 1889 арестован. В 1888—89 и 1891—92 странствовал по Руси. Известность ему как писателю принесли «Очерки и рассказы», вызвавшие небывалый отклик в России и за рубежом.
Летом 1905 вступил в партию большевиков, содействовал изданию первой большевистской легальной газеты «Новая жизнь». Участвовал в Декабрьском вооружённом восстании 1905 в Москве. В 1906 выехал в Америку, потом жил в Италии на Капри (1906—1913). Присутствовал на V (Лондонском) съезде РСДРП (1907). Сотрудничал в большевистских газетах «Звезда», «Правда», журнале «Просвещение». В 1913 вернулся в Россию. Издавал журнал «Летопись» (1915—17). После Октября активно включился в строительство социалистической культуры, по его инициативе организовано издательство «Всемирная литература». С 1921 лечился за границей, в 1924—31 жил в Сорренто (Италия), в 1928 и 1929 приезжал оттуда в СССР. С 1931 на Родине. Создал и редактировал журналы и книжные серии «Наши достижения», «СССР на стройке», «За рубежом», «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта» и др. Инициатор проведения 1-го Всесоюзного съезда советских писателей (1934), на котором избран председателем правления Союза советских писателей. Похоронен на Красной площади в Москве.
Его первый рассказ — «Макар Чудра» (1892). В раннем творчестве отобразил революционный подъём в России середины 1890-х годов («Песня о Соколе», 1899; «Песня о Буревестнике», 1901). В романах «Фома Гордеев» (1899) и «Трое» (1900—01) появились элементы социалистического реализма. В драме «Мещане» (1902) создан образ сознательного пролетария. В пьесах «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» и «Враги» (1906) утверждалась неизбежность перестройки общества. Роман «Мать» (1907) — классический пример литературы социалистического реализма. Автор автобиографической трилогии «Детство» (1913—14), «В людях» (1916), «Мои университеты» (1923). Автор литературных портретов Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, книги очерков «По Союзу Советов» (1929) и др. Как пролетарский писатель разрабатывал положения теории социалистического реализма. Творчество М. Горького оказало огромное влияние на расцвет многонациональной советской литературы и на всемирный литературный процесс. Он в числе первых обратил внимание «на молодую литературу белорусов» и её ведущих представителей Я. Купалу и Я. Коласа, перевёл на русский язык стихотворение Я. Купалы «А хто там ідзе?», назвав его «народным гимном белорусов». В 1932 избран почётным академиком АН БССР. Пьесы «Мещане», «Враги», «Дети солнца», «Васса Железнова», «Последние», «Варвары» и др. ставились во многих профессиональных и самодеятельных художественных театральных коллективах. Постановка пьес М. Горького в Беларуси содействовала развитию белорусского национального театра.
ЛИТЕРАТУРА:
- Горкі Максім // Культура Беларусі : энцыклапедыя / рэдкал.: Т. У. Бялова (гал. рэд.) [і інш.]. — Мінск, 2012. —Т. 3. — С. 172—173.
- Горкі Максім // Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі : у 5 т. — Мінск, 1985. — Т. 2. — С. 152 – 154.
- Горький Максим // Их именами названы… : энциклопедический справочник / редкол.: И. П. Шамякин (гл. ред.) [и др.]. — Минск, 1987. — С. 159—161.
- Горький Максим // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. — Москва, 1972. — Т. 7. — С. 138.
Горкі Максім // Беларуская энцыклапедыя : у 18 т. — Т. 5. — Мінск, 1997. — С. 360—361.