Симонов Константин «Солдатами не рождаются»
В 2024-ом году исполнилось 60 лет со времени издания романа К.М. Симонова.
Теме беззаветного героизма советских людей периода Великой Отечественной войны посвящены произведения Константина Михайловича Симонова. Самое значительное – эпопея-трилогия – цикл романов с общим заглавием «Живые и мёртвые», за которую писателю присуждена Ленинская премия (1974).
В 1959 году вышел роман «Живые и мёртвые». В 1964 году – продолжение эпопеи и новая встреча с героями в романе «Солдатами не рождаются». В 1971 году издание 3-й части – «Последнее лето».
Главная идея романа «Солдатами не рождаются» заключена в его названии: солдатами не рождаются, ими становятся в бою и борьбе. В произведении показаны заключительные 33 дня Сталинградской битвы, когда Советская Армия добилась коренного перелома в войне, погнала фашистов от Волги, чтобы закончить разгром их в Берлине.
Судьба героев накрепко привязана к ее центральной проблеме – вере в человека, справедливости в отношении к людям. Произведения Симонова наполнены невымышленными героями. В фундамент художественных произведений автор заложил колоссальный фактический материал, лично почерпнутый им как очевидцем, военным корреспондентом на фронтах от Баренцева до Чёрного моря.
Центральной фигурой трилогии и, по признанию критиков, лучшим художественным достижением становится образ начальника штаба армии, генерала Фёдора Фёдоровича Серпилина, «человека с одной из тех биографий, что ломаются, но не гнутся», суть характера которого в сплаве человеческого достоинства и солдатской гордости. Он умный, волевой, решительный военачальник, порой жёсткий, но самокритичный и справедливый человек.
Симонов писал: «Фигура комбрига Серпилина сложилась у меня из воспоминаний двоякого рода: во-первых, у меня в памяти осталось несколько встреч в разные годы войны с людьми, превосходно воевавшими и имевшими за спиной ту же самую нелёгкую биографию, которой я впоследствии наделил своего героя. Во-вторых, мне врезались в память некоторые эпизоды обороны Могилева, в июле 1941 года и облик командира одного из полков, где я был в те дни, – полковника Кутепова, человека, не желавшего отступать. И внешний и внутренний облик этого человека лёг в первооснову образа Серпилина».
Роман поражает богатством конкретных наблюдений. Работая над трилогией, Симонов в течение нескольких месяцев встречался с участниками боев. Повествование основано на документальных материалах архивов и библиотек. Симонов рассказывал: «У меня во фронтовом блокноте есть запись о встрече с одним командиром дивизии в сорок четвёртом году – она занимает всего пять-шесть страничек… и не будь этих страничек, я бы никогда не написал в «Солдатами не рождаются» и «Последнем лете» генерала Кузьмича так, как я его написал. Я… больше никогда его не видел, но записи были так точны, что именно этот характер мне захотелось вывести в романах».
Изображая решающие этапы военных действий, автор создаёт художественную историю всей войны. В Сталинградской битве проявилось превосходство советского военного искусства. Роман К. Симонова – яркое произведение о героизме советских людей в период окружения и разгрома фашистских войск на Волге, ставший переломным моментом войны.
Первая книга романа «Живые и мёртвые» легла в основу одноимённой экранизации, вышедшей в 1964 году, поставленного кинорежиссёром А. Б. Столпером, снимавшим художественные фильмы по произведениям К. Симонова ещё в годы Великой Отечественной войны.
В 1967 году он же поставил фильм по второй книге, получивший название «Возмездие».
Симонов, К. М. Солдатами не рождаются : роман / Константин Симонов ; художник А. Рытман. – Москва : Детская литература, [2022]. – 891, [3] с.. – (Школьная библиотека).
В Электронном каталоге на нашем сайте вы сможете найти, в каком из филиалов ГУК “Слонимская районная библиотека” есть эта книга. Читать литературу о войне – это значит прикоснуться к истории!